Фоновая музыка в жизни детского сада.
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряют своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом. Музыкальное образование ребенка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребенка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
- создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;
- развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
- активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
- переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
- психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.) может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм, и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем (табл. 1). Так на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятия по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и др.) создает эмоционально комфортный климат в группе.
Таблица 1
Занятие |
Степень активности восприятия музыки |
Развитие речи Математика Ознакомление с окружающим Ручной труд Конструирование Рисование Физкультура ОБЖ |
Активное и пассивное Пассивное Активное и пассивное
Пассивное Пассивное Активное и пассивное Активное и пассивное Пассивное |
Примерное расписание звучание фоновой музыки
-
Время звучания
Преобладающий эмоциональный тон
7.30 – 8.00
8.40 – 9.00
12.20 – 12.40
15.00 – 15.15
Радостно-спокойный
Уверенный, активный
Умиротворенный, нежный
Оптимистично-просветленный, спокойный
Таблица 2
Функция фоновой музыки |
Примерный репертуар |
Релаксирующая (расслабляющая) |
К. Дебюсси. «Облака» А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета К.-В. Глюк. «Мелодия» |
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) |
Э. Григ. «Утро» И.-С. Бах. «Шутка» И. Штраус. Вальс «Весенние голоса» И.П. Чайковский. «Времена года» («Подснежник»)
|
Активизирующая (возбуждающая) |
В.-А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» (финал) М.И. Глинка. «Камаринская» В.-А. Моцарт «Турецкое рондо» П.И. Чайковский «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик» |
Успокаивающая (умиротворяющая) |
М.И. Глинка. «Жаворонок» А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка» К. Сен-Санс. «Лебедь» Ф. Шуберт. «Серенада» |
Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности) |
И.-С. Бах. «Ария» А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето») С.С. Прокофьев. «Марш» Ф. Шуберт. «Музыкальный момент» |
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несет в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку и взрослому (таблица 2). Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа музыкального развития детей «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой.
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В. Моцарта и др. Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность мозга, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Материал подготовлен музыкальным руководителем
Л.А. Грамотеевой на основе работы С. Фадеевой
«Фоновая музыка в жизни детского сада»
//Дошкольное воспитание, 2007, №6