Страница обновлена 14.07.2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 23" города Ярославля

Страница обновлена 14.07.2017
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 23" города Ярославля

        

     Фоновая музыка в жизни детского сада.

 

Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряют своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом. Музыкальное образование ребенка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребенка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:

- создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;

- развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

- активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

- переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

- психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.) может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм, и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.

Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем (табл. 1). Так на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятия по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.

Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и др.) создает эмоционально комфортный климат в группе.

 

 

 

 

Таблица 1

Занятие

Степень активности восприятия музыки

Развитие речи

Математика

Ознакомление с окружающим

Ручной труд

Конструирование

Рисование

Физкультура

ОБЖ

Активное и пассивное

Пассивное

Активное и пассивное

 

Пассивное

Пассивное

Активное и пассивное

Активное и пассивное

Пассивное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерное расписание звучание фоновой музыки

 

Время звучания

Преобладающий эмоциональный тон

7.30 – 8.00

8.40 – 9.00

12.20 – 12.40

15.00 – 15.15

Радостно-спокойный

Уверенный, активный

Умиротворенный, нежный

Оптимистично-просветленный, спокойный

 

Таблица 2

 

Функция фоновой музыки

Примерный репертуар

Релаксирующая (расслабляющая)

К. Дебюсси. «Облака»

А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета

К.-В. Глюк. «Мелодия»

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)

Э. Григ. «Утро»

И.-С. Бах. «Шутка»

И. Штраус. Вальс «Весенние голоса»

И.П. Чайковский. «Времена года» («Подснежник»)

 

Активизирующая (возбуждающая)

В.-А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» (финал)

М.И. Глинка. «Камаринская»

В.-А. Моцарт «Турецкое рондо»

П.И. Чайковский «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»

Успокаивающая (умиротворяющая)

М.И. Глинка. «Жаворонок»

А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка»

К. Сен-Санс. «Лебедь»

Ф. Шуберт. «Серенада»

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И.-С. Бах. «Ария»

А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето»)

С.С. Прокофьев. «Марш»

Ф. Шуберт. «Музыкальный момент»

 

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несет в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку и взрослому (таблица 2). Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа музыкального развития детей «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой.

Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В. Моцарта и др. Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность мозга, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 

 

 

Материал подготовлен музыкальным руководителем

Л.А. Грамотеевой на основе работы С. Фадеевой

«Фоновая музыка в жизни детского сада»

//Дошкольное воспитание, 2007, №6

Сайт больше не поддерживается и не обновляется. Вся информация, представленная на данном ресурсе, актуальна лишь в историческом контексте и может быть использована только для ознакомления. ×