Страница обновлена 14.07.2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 23" города Ярославля

Страница обновлена 14.07.2017
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 23" города Ярославля

                                              КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

                                                        Запреты и ограничения.

Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину. Своего рода правила о правилах.

Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся, как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка. Это – попустительский стиль воспитания.

Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть очень много, и они должны быть гибкими.

Это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек», то есть авторитарного стиля общения. Оба правила, взятых вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о «можно», «следует», «нельзя» Бесконфликтное принятие ребенком требований и ограничений должно быть предметом особенной вашей заботы. Постарайтесь в каждом случае спокойно (но коротко!) объяснить, чем вызвано ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче воспринимают родительские ограничения.

Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Например, с такими, как потребность в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками. Запрещать некоторые действия – все равно, что пытаться преградить полноводную реку. Лучше направить ее течение в нужное безопасное русло. Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах, даже бросать камни в цель можно, если позаботиться при этом, чтобы никто не пострадал.

Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы между взрослыми; согласованность систематически поддерживается.

В ситуации, кода каждый из взрослых говорит свое, ребенку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привыкает добиваться своего, «раскладывая» ряды взрослых. Даже если один из родителей не согласен с требованием другого, лучше промолчать, а потом, уже без ребенка, обсудить разногласия и попытаться прийти к общему мнению. Не менее важна последовательность в соблюдении правил.

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно — разъяснительным, чем повелительным.

Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым или властным тоном, то становиться трудным в двойне. На вопрос: «Почему нельзя?» не стоит отвечать: «Потому что я так велю», «Нельзя и все». Нужно коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно», «Можно разбиться» и т.д. Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Если ребенок спрашивает; «Почему?», то это не потому, что он вас не понял, а потому что ему трудно побороть свое желание, подчиниться. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например: «Спичками не играют» вместо «Не смей играть спичками!», «Конфеты едят после обеда» вместо «Сейчас же положи конфету назад!».

Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях. Что делать, если, несмотря на все ваши ухищрения, ребенок не подчиняется? При соблюдении всех пяти правил число непослушаний вашего ребенка сократиться, а если повезет, то и вообще исчезнет.

Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохо.

Чтобы это правило можно было применять, старайтесь создать в своей семье запас хороших традиций, семейных праздников и т.д. Тогда ребенку будет о чем жалеть в случае проступка.

Источник:

  • Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов – н/Д.: 2005 г.
  • Алексеева Е.Е. Что делать если ребенок… – СПб.: 2008 г.
Сайт больше не поддерживается и не обновляется. Вся информация, представленная на данном ресурсе, актуальна лишь в историческом контексте и может быть использована только для ознакомления. ×