Страница обновлена 07.06.2023

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 23" города Ярославля

Страница обновлена 07.06.2023
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 23" города Ярославля

Педагог-психолог Данилова Алена Сергеевна

Период адаптации к условиям детского сада

Что делать, чтобы адаптация была легкой?

  1. Не винить себя! Взросление неизбежно, рано или поздно малыш станет самостоятельной частью общества. Ребенок взрослеет не из-за Вас, а с Вашей помощью ;)
  2. Представьте себя на месте ребенка, как эта ситуация выглядит в его глазах: его приводят в незнакомое место, где все плачут, мама его там оставляет. Почему все плачут - непонятно, и это наводит ужас.
  3. Подумайте, что может помочь малышу справляться с переживанием по поводу увиденного: заранее (и по многу раз) проговаривать, что малыши в саду плачут, потому что боятся остаться без мамы, боятся нового.
  4. Решите, как можно переключать ребенка: предложить утешить того, кто плачет особенно горько. Выйдя в активную позицию, ребенок может справиться и со своей тревогой. 

Сопротивление ребенка при поступлении в детский сад обозначает то, что происходят качественные изменения в уже выстроенной эмоциональной связи «родитель-ребенок». Связь не пропадает, она просто меняется. И положительным моментом в этот период становится – приобретение новых социальных связей и навыков общения. Вспомните как радовались первому зубику Вашего чада… Вспомнили? А теперь подумайте, чем не повод для праздника – первые самостоятельные социальные навыки Вашего ребенка)))

Помните! Воспитательная функция семьи имеет свою конечную цель – научить детей жить без родителей. Но для достижения цели необходимо выполнять определенные задачи, в случае адаптации:

  • принимать эмоции ребенка;
  • выражать свою любовь приемлемыми для Вас способами;
  • объяснять процессы, происходящие в жизни ребенка.

Для того, чтобы Вам было немножко легче пройти важнейший этап адаптации мною был разработан методический блокнот «Как Адаптор крокодил в детский сад ходил». Здесь Вы сможете зафиксировать важные сведения, найти ответы на интересующие вопросы и сохранить на память первые значимые моменты. Скачать блокнот

Подготовка к школе

Взаимодействие ребенка с гаджетами

Врачи и психологи не рекомендуют детям до 2-х лет проводить время за экраном (телевизионным или экраном гаджета). Максимально разрешенное время для детей 2-5 лет – 1 час в день.

Рекомендации психолога:

  1. родителям необходимо обсудить с ребенком допустимое экранное время. Так как дошкольник в силу возрастных особенностей еще не может понять, что на практике значит 15 или 30 минут, то взрослым в разговоре целесообразнее опираться на количество серий мультфильма или уровней игры. Кроме того, важно следить, чтоб цифровая активность не мешала полноценной физической активности дошкольника.
  2. родителям стоит позаботиться о выборе качественного и доступного для ребенка контента;
  3. если старший дошкольник имеет доступ в интернет, необходимо проговорить с ним возникающие интернет-риски;
  4. необходимо отвечать ребенку на возникающие вопросы и поощрять ребенка за его успехи в виртуальном пространстве.

Цифровые технологии при их разумном использовании могут способствовать развитию когнитивных, социальных и иных навыков ребенка:

  • контент, содержащий просоциальные установки (помощь другим людям, забота о них), способствует улучшению социальных навыков ребенка;
  • использование в работе с детьми определенного вида компьютерных игр («Serious games») способствует увеличению и структурированию физической активности детей;
  • умеренное использование компьютерных игр развивает перцептивные способности дошкольников;
  • при соблюдении норм экранного времени развивающие компьютерные игры оказывают положительное влияние на развитие познавательных процессов ребенка.

Sand art

 Метод «sand art» – не просто нетрадиционный арт-терапевтический метод, а неисчерпаемый ресурс развития… развития детей, родителей, педагогов. 
В процессе рисования на песке у детей повышается тактильная чувствительность, а также происходит позитивная трансформация всех психических процессов.
Творческий, креативный момент работы на песочном столе с родителями будет выражен наиболее полно, способствуя саморазвитию, самораскрытию и самоактуализации личности. 
Метод «sand-art» позволяет «проживать» транслируемые ценности таким образом, чтобы они стали личными ценностями каждого участника программы. Таким образом, специалист, использующий данный метод без труда оптимистично настроит родителей на различного рода изменения, происходящие в процессе взросления ребенка.

 

Занимаемся дома

Рекомендую к прочтению всем родителям дошкольников: "Жизнь и праздник перевод с детского" (В.Л. Леви. Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок)

Сказкотерапия в рамках работы с группой эмоциональной коррекции

После прочтения сказки обязательно обсуждение вопросов, также рекомендуется нарисовать рисунок о том, что понравилось ребенку больше всего. 

1. Для детей, переживающих страх расставания с мамой:

2. Для детей, склонных к деструктивному поведению, вызванному нехваткой внимания:

3. Для детей с повышенной тревожностью, общей боязливостью, страхами, ночными кошмарами:

4. Для детей, переживающих трудности принятия роли старшего, связанные с рождением брата, сестры:

5. Для детей, склонных к агрессивному поведению:

Распространение опыта

Статья "Об эффективности психолого-педагогического сопровождения молодой семьи" Системогенетический подход к целеобразованию : материалы VII Международной научно-практической конференции, 20-22 октября 2015 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. – Ярославль : Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2015.

Статья "Анализ страхов молодых родителей перед школьным обучением детей" Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации : сборник статей девятой международной научно-практической интернет-конференции / под науч. ред. М. В. Новикова. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017.

Статья "Технология case-study как эффективный метод обучения и воспитания в дошкольном образовании" опубликована и представлена в рамках Международной научно-практической конференции «Великие идеи великого К. Д. Ушинского: инструменты развития сельской школы (ПРОЕКТИРУЕМ БУДУЩЕЕ)», 2023.

Статья "Особенности представителей Y-поколения и условия эффективного взаимодействия в рамках образовательных отношений" представлена на Международном форуме "Евразийский образовательный диалог", 2023

Презентация мастер-класса для педагогов "Досуговая деятельность идеальной семьи" (10.10.2017)

Конспект мастер-класса для педагогов "Досуговая деятельность идеальной семьи" (10.10.2017)

Презентация мастер-класса «Развитие мотивации и предпосылок учебной деятельности в рамках инклюзивного образования» (24.05.2018)

Практикум «Развитие мотивации и предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в рамках инклюзивного образования посредством технологии case-study» (24.05.2018)

Материалы семинара «Современные тенденции социально-эмоционального развития детей в условиях ДОУ» на платформе ZOOM (28.01.2021)

Видеозапись встречи из цикла «Педагог инклюзивной группы. Специфика взаимодействия с детьми и родителями», тема: «Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций» (17.11.2022)

Работа с педагогами, подверженными эмоциональному выгоранию

      
Сайт больше не поддерживается и не обновляется. Вся информация, представленная на данном ресурсе, актуальна лишь в историческом контексте и может быть использована только для ознакомления. ×